Назад
Изображение

Ороктойский мост: связующий путь и магнит для туристов

На сегодняшний день это самая посещаемая достопримечательность нижнего Алтая туристами. При его открытии один из гостей, руководитель РТПЦ Республики Алтай В.С. Тимощук, сказал: «Есть мосты физические, есть мосты космические, но есть мосты духовные. Главное, чтобы они были неразрушимы и крепки!». 

Висячая автомобильная конструкция соединяет два берега реки Катунь в самом узком и глубоком ее месте. На данный момент является единственным дорожным соединением между деревнями Ороктой и Эдиган (очень интересный кстати перевод названия деревни – «пьяная деревня», но действительности не соответствует), которые находятся на расстоянии 37 км. друг от друга. К мосту съезжаются туристы со всех уголков не только Алтая, но и России.

Ороктойский мост находится в Горном Алтае в Чемальском районе рядом с Чемальским трактом. Достопримечательность находится в 40 км. от проходящего параллельно Катуни Чуйского тракта.

Раньше село Ороктой и дорогу к Чемалу соединял деревянный мост. В 1990 году мост снесло половодьем. Какое-то время через Катунь была «паромная» переправа, а именно до появления нового моста жителям Ороктоя и Эдигана долгое время приходилось переправляться через Катунь в металлической люльке, которая перемещалась между скалистыми берегами по натянутым канатам.

В 1997 году был запущен новый мост. Висячая конструкция опирается на железобетонные опоры, закрепленные в отвесных скалах высотой около 10 м. Основной пролет имеет длину 70 м., тогда как все сооружение – 120 м.

Ороктойский мост получил свое название от алтайского горного села Ороктой, которое находится в 12 км. на левом берегу Катуни. Словосочетание «орок-той» дословно переводится с алтайского как «свадьба в яме», и характеризует старинную традицию жителей поселка проводить общий обряд для всех молодоженов.

Местные жители перегоняют через Ороктойский мост скот, ходят пешком и с осторожностью ездят на легковых авто и УАЗиках. Автомобильное движение возможно только в какую-либо одну сторону. По документам конструкция выдерживает до 8 тонн, но проверять максимальную грузоподъемность моста никто не решается, поскольку мост достаточно преклонного возраста. В 2019 году мост был взят на баланс Республики, чтобы провести надлежащий ремонт и обеспечить безопасный проезд, но на лето 2023 год мост еще не ремонтировался.

Внизу бурлит своенравная Катунь, способная снести любую преграду на своем пути. Менее надежного деревянного предшественника Ороктойского моста, как уже написано выше река смела во время одного из наводнений, которые время от времени случаются по весне или после сильных дождей. В один из таких паводков в мае 2014 года вода полностью закрыла мост, который выдержал мощный натиск и устоял (если интересно посмотрите видео, которые есть в интернете Ороктойского моста в паводок 2014 года, после того как посмотрите наши фотографии и вы поймете, какова мощь и сила Катуни).

Под мостом находится самое узкое место Катуни, подходя к мосту в летний период вас будет оглашать звук быстрой Катуни, воды которой бьются о скалы, прорываясь сквозь узкое пространство Тельдекпенских порогов. Ширина каменистого коридора составляет всего 20 м. Дальше по течению река расширяется до 40–50 м. Самое глубокое место реки так же находится здесь. Глубина Катуни под основным пролетом Ороктойского моста составляет 70 м.

Места
На карте