Золотая пряжка стального пояса России
Знаете, о чём это?
Если да – молодцы; если нет – слушайте, а, точнее, читайте😉
🚂 Так называют Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) - участок Транссибирской магистрали от станции Слюдянка II до порта Байкал. А обязано такое интересное название тому, что на строительство железной дороги ушло по тем временам огромное количество средств, и, кроме того, во времена Октябрьской Революции почти 180 тонн золотого запаса Российской Империи были утеряны здесь, у берегов Байкала, при крушении поезда.
Указом Александра III в 1891 году было положено начало строительству Транссибирской магистрали с целью «соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
Укладка участка вокруг южной части Байкала пришлась на 1899 – 1905 гг.
До середины прошлого столетия КБЖД функционировала как полноценный участок Транссиба, однако после возведения на Ангаре гидроэлектростанций уровень воды в озере значительно поднялся, затопив дорогу. Тогда Транссиб проложили по горам, обходя озеро, а кругобайкалка перестала быть магистралью, став тупиковым участком.
В конце 70-х гг. он получил статус историко-архитектурного памятника, охраняемого государством, и превратился в туристический объект.
Кругобайкальская железная дорога – пожалуй, самая красивая из всех железных дорог. И еще один пример настоящего инженерного подвига.
Только представьте: на 89-километровом участке вдоль берега Байкала находятся 38 тоннелей общей протяженностью 9063 м, 15 каменных галерей общей длиной 295 м, 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.
По количеству разного рода сооружений, по трудности и уникальности связанных с ними работ КБЖД не имеет равных в стране, а во всём мире занимает одно из первых мест.
Есть несколько вариантов посетить этот уникальный памятник архитектуры и насладиться красотами Байкала: по КБЖД курсируют экскурсионные поезда, в том числе ретропоезд с паровозом на угольной тяге, рельсовые автобусы (мотрисы); в период навигации – теплоходы; кроме того, можно отправиться в пеший поход.
Мы приобретали тур у официального оператора в Иркутске, выбрали классический маршрут на поезде: Иркутск – Слюдянка – Ангасолка – Киркирей – Половинная - Итальянская стенка – Уланово - Порт Байкал. Есть зеркальный маршрут: посадка в поезд будет в Порту Байкал.
Наша поездка была рассчитана на день, хотя есть и двухдневные экскурсии с ночевкой на станции Уланово в гостевом доме, но это только в летний период.
Если коротко, маршрут очень интересный и живописный. Первой на пути достопримечательностью является вокзал на станции Слюдянка, выполненный полностью из белого и розового мрамора.
Далее поезд делает остановку в Ангасолке. Это небольшой посёлок, но довольно любопытный для туристов: там мы увидели каменный виадук эстакадного типа через реку; Ангасольскую однопутную галерею, представляющую собой защитное сооружение, уберегающее железнодорожные пути от обвалов, камнепадов и других природных явлений на крутом берегу Байкала; птичий базар – отвесный утёс на берегу, где всегда много чаек.
Одно из самых красивых мест на маршруте – Киркирей. Здесь два тоннеля, один из которых строили как запасной из-за постоянных горных обвалов. Тоннели и галереи комплекса возводились по нетиповым проектам и, сохранившись в первоначальном виде, хорошо передают инженерный замысел начала прошлого века.
Долина реки Половинная и станция с таким же названием – еще одно место остановки поезда.
А дальше - Итальянская стенка – подпорное сооружение, защищающее дорогу от падающих камней. Представляет собой высокую стену с арками, а названа так по принадлежности проекта итальянскому архитектору.
Ну и, наконец, Порт Байкал - конечная станция КБЖД. В здании вокзала расположен тематический музей. Кроме того, можно прогуляться к старому маяку или Камню желаний. Отсюда по воде туристов доставляют на противоположный берег – в п. Листвянка.
Про Листвянку (как добраться, куда сходить, чем заняться и что посмотреть) расскажу как-нибудь в другой раз. У меня с этим посёлком особые отношения - всякий раз я говорю себе: «Ну всё, больше не поеду сюда – всё посмотрела, везде погуляла, надо исследовать новые места!», но снова и снова возвращаюсь… Люблю, выходит💘
В общем, всем, кто не был на КБЖД, искренне советую побывать; а тем, кто был – повторить!😉 Величие Байкала, красота гор и история создания уникальной железной дороги не оставят вас равнодушными – в этом я уверена!❤️