Перевал Еки-Кобы – древний шелковый путь
Абсолютно не туристическое место, там не встретишь машин даже на подъезде к месту начала прогулки. Иногда там еще ездят местные, но и их встречаешь не часто.
Древний торговый путь по долинам Чуи и Катуни упоминается еще в китайских летописях тысячелетней давности. В русских письменных источниках первые сведения о нем появились в 1788 году при Екатерине II. По ее указу были проведены основные работы по улучшению вьючных троп для проезда более крупных обозов.
Сейчас, рядом с современным Чуйским трактом во многих местах можно увидеть остатки старых дорог, в том числе и древней вьючной тропы.
Еки-Кобы (Иолгоп) - перевал, расположенный в Онгудайском районе, на старом Чуйском караванном и шёлковом пути (китайской тропе XVIII века). Перевал интересен с исторической точки зрения. Наиболее сохранился заключительный участок перевала, укреплённый каменной кладкой, протяжённостью около 2,5 километра, данный участок и интересен для обзора.
Еки-Кобы переводится «Два урочища». «Кобы» по-алтайски - маленькие урочища, которые находятся в складках, отходящих от основного хребта. Перевал находится на двух пересекающихся в этом месте древних путей сообщения.
Первый путь - китайская тропа («Шёлковый путь»), которая условно начиналась в этом районе после пересечения р. Большой Ильгумень и уходила в лог Малый Курманак, далее через перевал она спускалась к р. Карасу, а после перевала Еки-Кобы пересекала р. Большой Яломан и уходила к югу в водораздел реки Арбалой, переходя реку Малый Яломан и далее ещё через один перевал выходила к бому Бичикту-Кая.
Второй путь - связан с Чуйской вьючной тропой. Эта часть условно начиналась у бома Кур-Кечу. Тропа ухода от Яломанских бомов и р. Катунь вверх по реке Карасу или Чёрной речки на юго-запад. Через пять километров тропа поворачивала на юг, на перевал Еки-Кобы, после перехода, которого она у реки Яломан поворачивала на восток и по течению реки спускалась к Яломанской крепости и реке Катунь. Данный путь позволял обойти бомы Кур-Кечу, Юркош и Яломанбом.
Перевал находится на хребте Иолгоп, разделяющим водоразделы рек Карасу и Большой Яломан. Высшая точка перевала - 1435 м над уровнем моря. Протяжённость подъёма со стороны дороги на Большой Яломан, южная часть - 6,8 километра, перепад высоты - 602 метра и 43 поворота.
Протяжённость подъёма со стороны р. Карасу, северная часть перевала, не представляется возможным определить ввиду практически полной утраты дорожного полотна. Единственный параметр, который можно зафиксировать, перепад высоты - 475 метров. Общая протяжённость перевала от р. Карасу до р. Большой Яломан - около 11 километров.
Находится в сильно обветшалом состоянии, не проходим для автомобильного транспорта. В лучшем случае и соответствующем транспорте, можно подняться по грунтовой дороге 2-3 километра. А далее…, а далее можно пешком, есть те, кто преодолевающие этот путь на велосипедах, мопедах и мотоциклах, но честно говоря, там хочется именно идти.
В давние времена это была очень оживлённая тропа. Именно по ней шли караваны верблюдов и лошадей, ехали повозки китайских мандаринов. Средневековые тюркские повозки оставляли более узкую колею, поэтому для китайских повозок её надо было расширять сантиметров на десять.