Назад
Изображение

Перевал Кату-Ярык: серпантин к облакам, между небом и землей

Перевал Кату-Ярык это великолепный перевал, встречающий своих гостей в живописном районе алтайских гор. Название этого уникального места происходит из алтайского языка: «Кату»; переводится как «твёрдый», а «јарык» - «расщелина», буквально как «теснина» или «ущелье». И действительно, Кату-Ярык представляет собой захватывающий крутой спуск, окруженный величественными горами.

Перевал, расположен в Улаганском районе Алтая, обладает внушительными параметрами, делая путешествие по нему настоящим приключением. Высота от подножия - 530 метров, длина - 3,9 километра, крутизна склона - целых 70% (35°). Это место не оставляет равнодушными любителей активного отдыха и восхождений. Девять поворотов, уклон дороги в среднем составляет 18% (10°) и покрытие из грунта и камня - настоящее испытание даже для полноприводного транспорта. Смотровые площадки, расположенные на высоте 1200 метров, предоставляют захватывающие виды на окружающую природу.

Кату-Ярык - это пока первый автомобильный спуск в долину реки Чулышман в этой локации (второй находится у с. Язула). Расположен на 31 км автодороги Балыктуюль - Коо - Балыкча. По этой дороге можно доехать до южной оконечности Телецкого озера.

Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время - директору совхоза «Советский Алтай»), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В. Санаа в 1987 году, к сентябрю-октябрю 1989 года завершилась открытием автомобильного перевала.

В. Уханов рассказывает: «Копаешь, копаешь бульдозером и упираешься в камень. Вытаскиваешь машину наверх. Спускается взрывник с мешком аммонита на плечах, установит, взорвёт и обратно гонишь бульдозер вниз копать. До следующего камня. А там опять всё по прежней схеме. Бурильный станок невозможно было протащить».

Это крутой, зигзагообразный серпантин, поднимающийся в гору. По нему могут ехать автомобили, но разминуться двум машинам здесь сложно, если делать это только в карманах на крутых поворотах. Высота перевала Кату-Ярык над уровнем моря - 1200 м. Места здесь дикие, от Чуйского тракта далековато, кроме того, более-менее проходимая дорога появилась на этом склоне только в прошлом веке. Когда дорога открылась, местные жители и туристы получили возможность проникнуть в ранее нехоженые места.

Кату-Ярык - перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема - серпантин спуска.

Строительство дороги и нового перевала Кату-Ярык стартовало в 2011 году. Осенью указанного года начались работы по возведению более безопасного и удобного пути, чтобы спуск с перевала Кату-Ярык больше не был столь мучительным. Дорога пройдёт левее, а её уровень будет несколько ниже.

После перевала Кату-Ярык каждый путешественник будет иметь представление об этих заповедных местах. В основном эта территория принадлежит Алтайскому биосферному заповеднику, одному из самых больших в этих краях. С высоты перевала виден водопад Кату-Ярык, извилистая лента реки, и огромное нагорье, скрывающееся в тумане.

Когда новая дорога через Кату-Ярык откроется, неизвестно, поскольку работы приостанавливались и возобновились только в 2022 году. Известно, что Кату-Ярык асфальтируют, поэтому теперь не придётся ездить по грунтовой дороге, довольно ненадежной в непогоду. В любом случае, когда ремонт Кату-Ярык закончится, туристов сюда будет приезжать еще больше, ведь многих не останавливают даже некоторые трудности в преодолении пути.

Сейчас этот перевал называют наиболее опасным на Алтае. Отсюда открывается взгляду величественный каньон реки Чулышман. Здесь часто дуют сильные ветры, которые создают уникальный микроклимат. В основном на перевале царствует теплый ветер фен.

Первые впечатления от перевала Кату-Ярык всегда запоминаются навсегда.

Места
На карте