Братская ГЭС – символ мужества и подвига советского народа
1950-е годы… В глухую Сибирскую тайгу съезжаются люди со всего Советского союза, чтобы стать частью ударной комсомольской стройки, вошедшей в семерку великих строек страны.
Братская ГЭС – визитная карточка города, главная его достопримечательность. Именно со строительства ГЭС и началась история современного Братска, вместе с историей штурма непокорной Ангары.
Вообще, изучением реки начали заниматься еще в 19 веке. В советское время оно получило своё активное развитие. В 1947 году состоялась конференция по вопросам освоения ресурсов Ангары, переработки воды в энергию. После войны целесообразным было размещение стратегических объектов на востоке страны. Так, в 1952-м году появился схематический проект Братской ГЭС, а в 1954-м сюда прибыли первые гидростроители, среди которых был Иван Иванович Наймушин, бессменный руководитель стройки века.
«За туманом и за запахом тайги…»🌲
Люди ехали сюда по разным причинам: кто-то по распределению, кто-то за большим заработком, а кто-то и за романтикой. В 1955 году более 8000 человек населяли палаточный лагерь «Зеленый городок», названный так по цвету брезента. Жилья другого в те годы не было. Вот и жили по 40-70 человек в палатке, в суровых сибирских условиях. Морозы достигали 50-ти градусов: бывало так, что волосы примерзали под утро к железным кроватям. Мыши, мошка, грязь; шум моторов, стук топоров, дым костров; а еще постоянные споры и разногласия среди рабочих и прорабов. Именно так вспоминают свой быт строители ГЭС. «А что делать?! Сами на трудности напросились. Зато теперь знаем, что такое – начинать с нуля!» - рассказывал потом один из них.
В ноябре 1956 года в управлении «Братскгэсстроя» лежало уже 26865 писем со всех уголков огромной страны с просьбой дать возможность трудиться на строительстве гидроэлектростанции, лишь 5230 из них удалось удовлетворить.
Так, шаг за шагом, в тягостных условиях неустроенности быта, морозов зимой и гнуса летом, строители шли к величайшему подвигу покорения Ангары.
8 сентября 1967 года Государственная комиссия приняла Братский гидроузел в постоянную промышленную эксплуатацию с оценкой «отлично».
Как всё устроено⚡️
Братская ГЭС входит в Ангарский каскад гидроэлектростанций и является второй его ступенью после Иркутской. Ниже расположены третья и четвертая ступени – это, соответственно, Усть-Илимская и Богучанская ГЭС. До 1971 года являлась крупнейшим в мире производителем электроэнергии, уступив позже это место Красноярской ГЭС. Станция расположена в бетонной русловой плотине длиной 924 м и высотой 124,5 м. Её сооружениями образовано крупнейшее в стране и одно из крупнейших в мире Братское водохранилище.
Плотину составляют водосливная и станционная части. Одиннадцать 16-метровых водосливных пролётов обеспечивают пропуск воды из водохранилища. Перекрыты они огромными затворами, которые приводят в действие козловые краны, расположенные на гребне плотины. У станции находятся водоводы. По ним вода поступает к турбинам и, отдав свою энергию, выходит через трубы в нижний бьеф – часть реки, примыкающая к плотине. Турбины находятся под водой, в надводной же части – гидрогенераторы, электрооборудование, мостовые краны.
На стометровой от Ангары высоте проходят поезда по трассе БАМа. Вдоль плотины также расположена автомобильная дорога, она же – мост, соединяющий левый и правый берега водохранилища.
Редко и невероятно зрелищно!
Из-за достижения критического уровня воды в водохранилище, в 1995 году был осуществлён первый холостой сброс воды. О том событии я знаю только по рассказам очевидцев и фотографиям. Удаленность ГЭС от центра города и юный возраст не позволили тогда увидеть это чудо своими глазами.
И вот, спустя аж 26 лет, в августе 2021 года состоялся второй в истории водосброс! Продлился он больше месяца. Событие привлекло взоры, пожалуй, всех горожан и гостей города. Такого наплыва людей ГЭС не видела никогда. Смотровая площадка не вмещала всех желающих на протяжении всего времени сброса воды. Огромные вереницы машин спускались прямо к подножию ГЭС. Станция превратилась в место силы. Мощь стихии поражала своим размахом. Каждый хотел не просто увидеть, как вода с грохотом несется вниз, но и наполниться этой энергией, стоя у края берега Ангары.
Социальные сети пестрили яркими фотографиями этого события, восторженными отзывами очевидцев и репостами тех, кто не мог созерцать это удивительное явление воочию.
Увидеть своими глазами
Экскурсии на Братскую ГЭС проводятся. Для этого необходимо напрямую подать коллективную заявку, которая должна пройти стадии рассмотрения и одобрения. Просто так на территорию и в помещения станции не попасть.
Однако, есть и другой вариант. Для меня это стало возможным благодаря популярной ежегодной акции «Тотальный диктант». Два года подряд ГЭС становилась одной из площадок для написания текста. Думаю, и в следующем году она примет у себя желающих проверить грамотность и заодно посетить такой грандиозный объект энергоотрасли.
Так что, забегая вперёд, посоветую всем желающим заранее следить за новостями «Тотального диктанта» (акция уже давно вышла за рамки одного дня, поэтому в официальных каналах «ТД» круглый год публикуются посты с полезной информацией) и при открытии регистрации незамедлительно подать заявку на участие. Отличная, считаю, возможность для жителей и гостей Братска!
Так вот, в текущем году я впервые в жизни побывала не на смотровой площадке, а внутри ГЭС и в самом её сердце – машинном зале. Сначала был интересный рассказ экскурсовода об истории возникновения гидроэлектростанции, о роли её во всей энергосистеме России, о принципах работы…
Для наглядного сопровождения в зале установлен макет плотины. Далее стройным рядом расположены 18 гидроагрегатов (генераторов) весом около 70 тонн каждый. Под ними находятся рабочие колёса турбин. Кстати, незадолго до мероприятия, на ГЭС доставили новое такое колесо в рамках программы модернизации. Примечательно, что перевозилось оно одним из крупнейших в мире грузовых самолетов – нашим Ан-124 «Руслан».
Выйдя из здания, я проследовала к ограждениям, за которыми лучше всего видна мощь потока выталкиваемой турбинами воды. А также еще раз оценила весь масштаб подвига советских инженеров и рабочих.
И в память навсегда врезалось увиденное на стене у проходной «1954 – МЫ ПОКОРИЛИ ТЕБЯ, АНГАРА! – 1961»