Назад
Изображение
+4

Псковская Исландия и ее Талабские острова (лето 2019)

В Псковскую область меня привела работа. За три дня мне предстояло осмотреть древний ганзейский Порхов, уютный Себеж – малюсенький городок с прибалтийским акцентом и огромным национальным парком, раскинувшимся вокруг, и обновленный Псков, расцветший за последнее десятилетие и в результате покоривший меня своими парками и набережными. «Маша, а на Талабах вы были? Нет? Так нельзя, это одно из важнейших мест Псковской области, как Пушкинские Горы или Печоры. Без него не будет полного впечатления. Надо ехать».

Отказываться было бы неразумно – и сутки были растянуты до тех размеров, чтобы в них, помимо запланированного заранее, вместилось и путешествие на Талабы.
И вот в 9 утра мы уже на причале близ деревни Большая Толба. Талабский архипелаг, находящийся в Псковском озере и состоящий из трех островов, два из которых обитаемы, расположен в 25 км от Пскова и в 11 км от ближайшей точки на материке. Мне посчастливилось: у нас – персональный катер, который, помимо меня, везет на острова еще несколько гостей. Регулярная водная маршрутка тут ходит нечасто: в среду и пятницу – три рейса туда-обратно, в субботу и воскресенье – только по одному. Люди едут с огромными сумками, везут хлеб и другие продукты – магазинов на островах нет. Зато есть два храма и школа.

Есть несколько версий происхождения названия, по одной из них Тала – было имя рыбака, первого поселенца островов. По другой название «Талабск» и финно-угорское слово «тало» («строение», «дом») – созвучны. Возможно также, что не обошлось и без речки Толбицы, впадающей в озеро напротив островов. С самими названиями островов ситуация была еще более интересной, хотя и трагической. До 1919 года острова носили исторические названия Талабск, Верхний и Талабец. И носили бы они их и по сей день, если бы большевики не отправили на острова двух комиссаров – Я. Я. Залита и И. С. Белова – для установления там советской власти. Рыбаки советской власти не хотели – и утопили большевиков в озере. Правда, острова все же получили позже их имена. (Вероятно, в назидание.) Да так они и остались. Никто сейчас и не вспоминает, откуда это взялось, в разговоре можно услышать просто: «Ты куда идешь, на Залита? Закинешь меня на Белова?»
Известно, что жители стали селиться на этих островах в XI веке, это были купцы, ремесленники, рыбаки и воины – гары. У каждого была своя обязанность: рыбаки ловили мелкую рыбку – снетка, в избытке водившегося в озере, сушили его в печах и ежегодно около 300 пудов уходило в Москву, Петербург и Варшаву, что позволяло островитянам жить безбедно. Купцы, соответственно, этой рыбой торговали, а также собирали пошлину с проходящих кораблей под защитой гаров – двухметровых молодцев, внесших неоценимый вклад в оборону Пскова от вражеских набегов. Славились Талабы испокон веков и своими корабельными мастерами; особые лодки – троенки – строились всего за три дня и были очень устойчивыми и непотопляемыми. Псковское озеро – почти море, четвертое по величине в Европе, и шторма тут бывают ого-го...
...Но нам погода улыбнулась – в день путешествия на Талабы ярко светило солнце, а водная гладь была синяя, бескрайняя и абсолютно спокойная.

(Продолжение следует)