Назад
Изображение

Иван Кожедуб

Памятник установлен в Медвенском районе на трассе Москва-Крым, Курская область.

Лётчик-ас времён ВеликоОтечественноной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее - «Крылов».

Родился будущий маршал в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина - церковного старосты. Украинец. В 1934 году Иван окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в Шостке.

Первые шаги в авиации Иван Никитович сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. А в начале 1940 года оп поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков в городе Чугуеве Харьковской области, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

После начала войны Ивана Никитовича Кожедуба вместе с авиашколой эвакуировали в Казахстан, в город Чимкент. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта, а в ноябре 1942 года его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2 мюля 1944 года - 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), который формировался в Иваново. В марте 1943 года Иван Никитович в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

В начале лета 1943 года Ивану Никитовичу присвоили звание младшего лейтенанта, а затем его назначили на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, на Южном фасе которой сражался в небе Иван Кожедуб, во время своего сорокового боевого вылета он сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза было присвоено Кожедубу (уже старшему лейтенанту) 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода из Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Никитович был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» лётчик-ас был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых вражеских самолётов.

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб летал на истребителе Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Таковы данные официальной советской историографии. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика. Таким образом, на боевом счету Ивана Кожедуба 64 самолёта противника, которые лётчик сбил лично. 

Последний бой в Великую Отечественную войну, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» он получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

P.S Писала диплом и не было совсем времени, что-то публиковать. Буду исправляться

#память#история#памятник