На парусной яхте вокруг Канарских островов - как это было
Всем привет!
Совсем недавно у меня завершилось яхтенное путешествие по Канарским островам, и хочу поделиться здесь своими впечатлениями.
Я арендовала яхту на три недели в качестве шкипера, изучила возможные яхтенные маршруты, доступные марины на Тенерифе (именно там я брала лодку) и близлежащих к нему островах - Ла Гомере и Гран-Канарии, соотнесла их с достопримечательностями, которые хотелось посетить. И дальше стояла задача собрать три команды, с которыми можно было бы разделить расходы на аренду лодки, стоянки в маринах, закупку продуктов. Для меня как для капитана это был настоящий вызов - Канары не самая простая акватория для яхтинга, хотя и безумно интересная. Это Атлантический океан, в котором могут быть и довольно сильные ветра, и волны, и течения, и приливы-отливы. За всем этим нужно ежедневно следить, особенно когда речь идет о переходах между островами - в случае Ла Гомеры переход занимает около пяти часов через океан, а если идти на Гран-Канарию - примерно десять часов. При этом между островами есть так называемые зоны акселерации, в которых ветер разгоняется, словно в гигантской трубе, и его сила может увеличиться в два-три раза, а высота волны - достигать пяти метров.
Никакого экстрима ни я, ни команды не хотели, у нас были в том числе ребята с нулевым яхтенным опытом и даже 10-летний юнга, поэтому в первую неделю я посмотрела прогноз и... передумала идти на Гран-Канарию)) Зато в эту неделю мы сделали кругосветку вокруг Тенерифе, обошли весь остров и вернулись через неделю в Санта-Круз, ничуть не жалея: остров удивительно разнообразен со всех сторон, и северная сторона, которую редко видят яхтсмены, тоже оказалась очень живописна. Во вторую неделю я уже осмелела и двинулась на Ла Гомеру. Выходили мы в штиль, но все помнили, что ветер в океане усилится) так и произошло - где-то на половине пути нас настиг встречный ветер около 25 узлов и волна метра три высотой. Это довольно много - наша лодочка, Бенету Океанис 41, около 12 метров длиной, взбиралась и спускалась с этих водяных гор, и задача шкипера состоит в том, чтобы эти подъемы и спады проходили максимально мягко. Если аккуратно рулить и проходить волну примерно под углом в 45 градусов, то нос лодки не бьет по волне, а мягко ее встречает и, в идеале, "синхронизируется" с ней. В итоге никто в команде не жаловался на морскую болезнь, и переход вспоминали как один из самых ярких моментов путешествия. Кстати, наш 10-летний юнга после того, как попробовал порулить, потом каждый день просился за штурвал)
А вот в третью неделю я уже решилась дойти до Гран-Канарии. Несколько дней изучала прогнозы, и даже накануне вечером еще сомневалась - я планировала выходить на рассвете из марины Сан-Мигель на юге Тенерифе, и в этот момент гроза по прогнозу как раз огибала берега Гран-Канарии, а по мере приближения нашей лодки к другому острову, наоборот, должна была смещаться в сторону Тенерифе. Однако опасность захватить край грозы все равно оставалась)) но другой возможности уже бы не было, и уезжать с Канарских островов, не посмотрев Гран-Канарию?! Я капитанской волей решила все-таки идти.
И затея удалась, океан был милостив. Мы шли около десяти часов, ровно между двух гроз, наблюдая всполохи молний и позади, и впереди себя. В какой-то момент очертания Тенерифе исчезли из вида, а Гран-Канария еще была скрыта в пелене дождя. Мы летели на зарифленных парусах со скоростью около 7 узлов, и возникало полное ощущение, что мы находимся где-то посреди океана, и нет ничего, кроме нашей лодки, парусов, волн и ветра. Потом ребята говорили мне, что ради одного этого момента стоило отправиться в яхтенное путешествие. А когда мы приближались к Гран-Канарии, гроза оттуда уже ушла, и нас встретила радуга, и берега нового острова, постепенно выступающие на горизонте после нескольких часов пути, казались какой-то новой планетой!)
Наверное, из-за таких моментов мы и любим яхтинг. А бонусом идут возможности не быть привязанным к какой-то одной локации, выстраивать маршрут путешествия в зависимости от настроения - в один из дней мы всей командой почувствовали, что устали, оставили лодку на дополнительные сутки в марине и посвятили день путешествиям по земле. Я уже заранее нашла нам водителя-гида с микроавтобусом, так что он был полностью в нашем распоряжении. Мы съездили на север Тенерифе в диковинный реликтовый лес, посетили пирамиды - очень, кстати, приятный парк-музей под открытым небом, который, по сути, основал Тур Хейердал, его там очень любят. Гуляли по длинным набережным, от которых уходили множество бухточек из вулканической лавы, купались в природных океанических бассейнах. И конечно со всеми командами мы ездили к красавцу вулкану Тейде - по мере приближения к нему несколько раз меняются климатические зоны, и наконец попадаешь в те самые марсианские пейзажи, от которых просто захватывает дух.
На Ла Гомере мы отправились в национальный парк Гарахонай - километры тропинок среди гор и лесов, откуда со смотровых площадок любовались все тем же величественным Тейде. А на Гран-Канарии, конечно, совершенно невероятные песчаные дюны - настоящая минипустыня, спускающаяся к океану.
На обратном пути с Гран-Канарии океан подарил не только штиль (я о нем специально попросила, потому что одна девушка в команде устала от волн)), но и встречу с дельфинами - к нам подплыла целая стая, они окружили яхту, я выключила мотор (на парусной лодке есть двигатель, и он используется, когда ветра недостаточно для того, чтобы идти на парусах), и пока мы дрейфовали, они минут пять показывали нам представление - выпрыгивали из воды, словно соревнуясь, кто выше, делали вертикальные пируэты, били хвостом по воде, подныривали под лодку с двух сторон, разговаривали - мы слышали их писк-свист и фырканье. Потом мы пошли дальше, и они нас некоторое время ещё сопровождали. Было очевидно, что они приплыли намеренно поиграться и пообщаться)
По поводу общения с природой - да, я действительно разговариваю с океаном, и, подозреваю, каждый капитан это делает, даже если не сознается. Но в этот раз наше взаимодействие было особенно трогательным. На второй неделе из-за изменения и удлинения маршрута (в одной марине мы задержались на сутки дольше, чем планировали), получалось так, что последний довольно долгий переход из Гарачико до домашней марины в Санта-Крузе, где вторая команда должна была покинуть лодку, а потом должен был прийти клининг и приготовить ее к третьей, - приходился на ночные часы, и требовалось идти вдоль северного берега острова всю ночь, чтобы к утру быть в Санта-Крузе. Обычно - практически всегда - на севере дует северо-восточный ветер, и при таком раскладе переход был бы не то что невозможным, но неприятным - со встречным ветром и волной, и, возможно, даже небезопасным. И ничего не оставалось, как попросить помощи у океана и попробовать договориться. Знаете, что произошло дальше? Севернее Канар стал собираться большой циклон, поменявший направление всех привычных ветров на Тенерифе. Это было маленьким чудом: за сутки до нашего ночного выхода ветер полностью сменил свое направление и стал попутным. И когда в полночь я покидала марину, вышла настолько яркая луна, что обстановка стала напоминать белые ночи где-то в Питере: луна освещала все вокруг так сильно, что облака на небе были белыми! Мы очень комфортно шли с попутным ветром по почти спокойной воде, видя очертания острова как в сумерках, вплоть до самого рассвета. А к восходу как раз достигли восточной стороны Тенерифе и встретили тот самый рассвет в океане, о котором, наверное, мечтает каждый яхтсмен: когда небо сначала становится оранжевым, как апельсин, потом светлеет до нежно-розового, а потом прямо из воды поднимается солнце. Половина команды спала, половина была на вахте: и конечно трудно подобрать слова, чтобы описать восторг, который испытываешь при этом зрелище.
А еще яхтинг - это необыкновенно интересное общение. У меня в командах были профессор-вулканолог из США, авиапилот из Канады, доктор из Бостона, дизайнер из Мюнхена, владелец транспортной компании из Парижа и кто только не) все русскоязычные - выходцы из России, Украины и Беларуси. Памятуя о сложных мировых процессах, мы на берегу договорились, что вопросов политики, национальностей и религии не касаемся на лодке во избежание конфликтов. Совсем не касаться, правда, не получалось, но конфликтов не было - и в первую очередь, не устаю говорить это снова и снова, - потому, что на яхте не бывает плохих людей. Они просто не приходят. Все так или иначе оказываются в чем-то родственными душами - а роднит нас и толика авантюризма, и любовь к приключениям, и сердечная открытость, и доверие к миру - иначе как человек оказался бы в компании незнакомых людей и доверил мне, капитану, на минуточку, свою жизнь?
Зато личная вселенная невероятно расширяется от обмена жизненным опытом. Вот находитесь вы в морском переходе, а он длится пять часов, и что делать? Ну, кроме того, чтобы есть.) Хотя в переходе и не поешь особо - так, перекусить, скорее. Читать тоже не получится - укачает, как и сидеть в телефоне. Остается рассказывать историю своей жизни. А где ещё в современном мире люди общаются часами на протяжении недели?! В наше время это кажется чем-то фантастическим. И неудивительно, что к концу недели каждая команда ощущает себя единым организмом.
А когда к этому добавляется вкусная еда (а на свежем воздухе, надо заметить, вся еда - вкусная)), обилие морепродуктов в местных ресторанчиках и приятная усталость от купания (а купались мы практически каждый день, в том числе в открытом океане) - после всех этих приключений и удовольствий кажется, что вы знаете друг друга тысячу лет.
Что ж, Канары навсегда в моем сердце, и я точно вернусь сюда еще для яхтинга в следующем году - правда, есть надежда, что к тому времени у меня уже будет своя лодка, с которой связаны амбициозные мечты о переходе через Атлантический океан, маршрут которого как раз начинается с Канарских островов и ведет в Карибское море. Но это уже совсем другая история.
А из ближайших планов - яхтинг в Таиланде в феврале-марте 2025 года. Уже готовы маршруты и найдены лодки - и в этот раз это будут катамараны, потому что характер яхтинга в Таиланде совсем иной, нежели на Канарах. Если яхтенные Канары - это драйв, много событий, много локаций, много сюрпризов погоды, то яхтенный Таиланд - это мир безмятежности, умиротворения и того, что называют райским наслаждением. Ни волн, ни сильных ветров - только прекраснейшие пляжи, живописнейшие необитаемые острова, неспешные и комфортные прогулки по морю и по берегу, - одним словом, полный релакс, который будет так нужен всем нам в конце зимы. Даты/явки/пароли - в самое ближайшее время, так что все, кто хотел присоединиться к яхтенному путешествию, - как говорится, не переключайтесь! 🥰
P.S. Факт, о котором забыла и хочу добавить: два человека из разных команд после этого путешествия захотели серьезно связать свою жизнь с яхтингом, стать капитанами и уже записались на обучение в европейские парусные школы. Для меня это, наверное, самые чудесные новости - чувствую себя амбассадором яхтинга и радуюсь всем новоиспеченным шкиперам)