Вокруг островов под парусом
Иногда мне кажется, что я больше всего на свете люблю острова. Остров – это очень мощный символ: свое пространство посреди океана, уютное прибежище, защита от непогоды, да и вообще, в каком-то смысле, каждый из нас – это остров.
Соединение яхтинга и островов – всегда прекрасно, хотя характер путешествия может быть при этом совершенно разным. Яхтинг на Канарских островах – это ветра, волны, паруса, качка, готовность к физическим нагрузкам, активное взаимодействие с океаном и много экскурсий, хайкинга и автомобильных путешествий на берегу. Яхтинг вокруг островов Таиланда – очень спокойная акватория, мало ветра (из парусов, по крайней мере на катамаране, практически всегда только стаксель, большую часть времени идешь на моторе), безмятежные белоснежные пляжи и практически полное отсутствие цивилизации (Сиамский залив, острова Ко Чанга), впечатляюще живописные скалы, невероятные закрытые лагуны внутри островов и толпы туристов на самых распиаренных локациях (Андаманское море, Пхукет и близлежащие острова).
Что могу сказать с уверенностью: яхтинг, по моему мнению, лучший способ исследовать тропические острова, да и, пожалуй, любое морское побережье. Столько, сколько можно увидеть с борта катамарана – пляжи бесконечные, уходящие в океан, и скрытые в уютных бухтах, острова с цивилизацией и необитаемые, коралловые рифы, речки посреди мангровых лесов, водопад, игуаны – все это абсолютно невозможно было бы уместить в любой другой формат путешествия. Для перемещений по всем этим локациям обычному путешественнику пришлось бы десятки раз собирать/разбирать чемоданы, постоянно искать новое жилье, простраивать сложную логистику десятка экскурсий. А в нашем случае уютный плавучий дом доставлял нас по воде туда, куда мы хотели попасть. И конечно океан прямо за бортом, теплый, чистый, доступный для купания 24/7 в любое время дня и ночи – это не сравнимо ни с чем!
Для капитана, правда, яхтинг – это совсем не отдых. Ответственность за работу всех систем на борту, маршруты, комфорт, настроение и безопасность команды не позволяет расслабляться не только днем, но иногда и ночью – если на якорной стоянке к вам приходит гроза, надо следить за тем, как держит якорь, чтобы яхту не снесло к берегу, – а еще может выясниться, что некоторые люки протекают, и нужно срочно придумать, как их загерметизировать подручными средствами.
Однажды ночью удар молнии неподалеку вырубил датчики глубины и ветра, без которых было очень непросто дальше ориентироваться на мелководье. В другой раз приближение тропического ливня мы наблюдали уже днем, на якорной стоянке около живописнейшего острова Хонг – и пока вся команда с восторгом снимала на телефоны, как стена воды двигалась прямо на нас, я, как и все шкипера соседних яхт, катамаранов и лодок, заняла место за штурвалом и завела моторы, приготовившись встречать шквальные порывы и, в случае, если слишком сильный ветер сорвет с якоря, удержаться на месте с помощью двигателей. В этот момент, переглядываясь между собой, следя за соседними лодками и стоя под проливным дождем, мне кажется, все капитаны ощущали некое братство)
Словом, самое, наверное, забавное капитанское ощущение, вынесенное мной из таиландского яхтинга – это несоответствие окружающей обстановки, располагающей к расслабленности и полному умиротворению, и состояния максимальной концентрации, необходимого для шкипера. Это касается, конечно, только капитана – команды часто и не подозревали, каких опасностей нам удавалось избежать) Никогда в жизни я не ходила по такому мелководью, где на протяжении нескольких часов глубина под килем – около двух метров или того меньше. В паре заливов рифы начинались гораздо раньше, чем были отмечены на картах, и вместо обозначенных в навигационной программе десяти метров под нами внезапно оказывались те же два, которые очень быстро превращались в один, и если бы я не двигалась максимально осторожно и не успевала бы оттормозиться и попятиться назад, то запросто могла бы налететь на камень, и наше плавание бы на этом закончилось. Отдохнешь тут, как же!)
И вообще, каждый раз, когда мы останавливались вблизи небольших островков, окруженных рифами, ради снорклинга и купания в воде невероятного голубого цвета, во мне боролись два желания – подойти как можно ближе к берегу, чтобы команда могла подплыть к острову даже без резиновой лодочки-тузика и не быть снесенной течениями, – и умчать как можно дальше в море от этих опасней камней!))
Не видела я еще никогда и таких течений – во время купания в открытом море у нас всегда был выброшен круг, а то и два на нетонущей верёвке, но даже с ними пару раз приходилось подъезжать к участникам команды на тузике для помощи. Около одного острова на наших глазах разыгралась настоящая драма – двое пенсионеров, казалось бы, в нескольких метрах от берега не могли справиться с течением и плыли буквально на месте, выбиваясь из сил и крича "хэлп". Я была недалеко от них, мы уже начали спускать на воду тузик, чтобы подобрать бедняг – но местные ребята на моторной лодке подошли быстрее. После этого я вообще старалась не сводить глаз с каждого купающегося члена экипажа – и очень занудно требовала каждый раз оповещать меня о намерении прыгнуть за борт и не делать этого без моего капитанского разрешения)
Если острова национального заповедника Ко Чанг в Сиамском заливе оставили впечатление идиллического затерянного мира, то в Андаманском море, на маршруте от Пхукета, особенно запомнились пещеры-хонги – закрытые лагуны внутри островов: у меня они ассоциировались с мексиканскими сенотами, и в некоторые попасть можно было только вплавь, буквально подныривая под стены-скалы. Не все участники команды решились на такой экстрим, но те, кто не испугался, впечатлений получили сполна. А абсолютным фаворитом в плане живописных пейзажей стали пляжи провинции Краби. То чувство, когда хотелось раствориться в окружающей природе и замереть, впитывая эту красоту! И отдельный кайф – возможность переночевать прямо посреди этих видов на якоре и утром на рассвете отправиться изучать их в одиночестве, наслаждаясь безлюдьем.
И прекрасно зарекомендовала себя моя идея привнесения в яхтинг саундхидинга с тибетскими поющими чашами – когда участники команд на закате располагались на мягкой сетке катамарана, а я раскладывала чаши, кварцевые колокольчики, небольшую металлическую арфу, и мы начинали погружаться в пространство звуков вокруг нас. Музыка моря, плеска волн, голосов тропических птиц, стук фала о мачту, поскрипывания корпуса – все это идеально синхронизировалось с чашами и другими инструментами. Каждый раз чаши словно вели меня за собой и звучали иначе, и каждый раз, когда я ощущала, что пора заканчивать сеанс, над нами оказывалось огромное звездное небо, и никому не хотелось вставать, уходить и нарушать это чудное пространство. Ребята говорили, что спалось после таких сеансов вообще отменно, и просили проводить их каждый вечер – на что у меня, к сожалению, не всегда хватало сил, и физических, и психических. Сделала вывод, что нужно научиться быстрее восстанавливаться и вообще поработать над количеством энергии – ее явно нужно все больше и больше для всех моих задумок.
А самым лучшим и теплым впечатлением, как всегда, были мои команды. Все проживаемые вместе приключения, во-первых, сближают – еще один невероятно ценный бонус яхтинга состоит в том, что у людей в процессе путешествия появляется время и место для общения, и не поверхностного, а качественного, которого иногда очень не хватает в жизни. Каждый попутчик для меня в какой-то момент превращался в живую книгу: жизненный путь, самореализация, семья, дети, бизнесы, мечты – все эти истории людей из самых разных стран невероятно расширяют личную вселенную. К концу недели кажется, что знаешь людей, с которыми оказался на борту, очень и очень давно. И каждый раз, когда расстаешься с командой, к которой успеваешь привыкнуть, сердце немного сжимается и возникает непривычное ощущение пустоты.
А во-вторых, из-за плотности событий и насыщенности впечатлений каждый день длится невероятно долго: время жизни растягивается и словно увеличивается. Лично меня тянет в яхтенные путешествия снова и снова именно поэтому. Да, я очень люблю моря, океаны, яхты и острова, но людей я люблю больше, и ощущение качественно проживаемой жизни, которую я могу создать не только для себя, но и для участников команд – это, пожалуй, самое главное.
В конце апреля/начале мая я отправляюсь в последнее из запланированных на ближайшее время путешествий – в каком-то смысле это будет кульминация моих яхтенно-островных историй, на сей раз мы посетим фантастические Сейшельские острова: одна из самых красивых и экзотических локаций на карте мира из всех, где я была. Если захотите присоединиться – еще есть несколько мест в первую неделю, с 26 апреля по 3 мая, куда берем и мужчин, и женщин, и во вторую неделю, с 3 по 10 мая, где я собираю только женскую команду для проведения яхтенного девичника. Это уже будет не просто яхтинг, а настоящий женский круг с ежевечерними посиделками, творческими и йоговскими практиками (в том числе и саундхилингом, конечно), чтобы максимально проникнуться той райской атмосферой, которая царит на Сейшелах. Рай на земле – это, кстати, не пустая метафора, а национальная идея Сейшельских островов. Что ж, отправимся исследовать ее на практике!)